Главная Первые исторические свидетельства о косинском храме
Первые исторические свидетельства о косинском храме

Первые исторические свидетельства

о косинском храме

«Яко право слово Господне и вся дела его в вере» (Пс. 32, ст.4)

  • Задокументированные исторические свидетельства ничего не говорят о том, что происходило с этим благословенным местом после образования Святого озера. Известно нам, что за сотни лет озеро, имеющее круглую форму, заросло с берегов трясиной, низкорослым лесом. Сейчас трясина простирается на несколько десятков метров, а зеркало озера имеет площадь около 10 гектаров.
  • Под образовавшимся по окраинам озера твердым пластом – вода, поэтому березы и сосны, растущие здесь, невысокие. «Само Святое озеро очень глубоко и точно определить его глубину вследствие подводных пластов, невозможно. Верхний пласт состоит из самого тончайшего ила, весьма трудно осаживающегося. При постройке часовни и купальни вбивали кокоры в 22 аршина…  По пробитии первого пласта кокоры опускались вдруг на несколько сажен; то же было и по пробитии следующего пласта.
  • По отзыву проводивших измерения, посредине глубина достигает 15 саженей. Это озеро имеет ту особенность, что никогда не цветет, вода постоянно довольно холодная, свежа, вкусна, чиста и прозрачна».*
  • Неизвестна и точная дата построения деревянного храма, освященного в честь святителя Николая.
  • В архивных документах впервые упоминается Косино в 1410 г. Причем называется селом, в отличие от прилежащих к нему деревень, что подразумевает наличие в нем храма. Возможно, что храм был построен и освящен в честь святителя Николая Чудотворца после обретения его иконы.
  • Какие здесь были селения, была ли в этих местах церковь во времена монголо–татарского нашествия, достоверно не известно. Известно только, что раненые русские воины, вернувшиеся  с поля Куликова, исцеляли свои раны в водах косинского Святого озера.
  • Обычай погружаться с молитвой в Святое озеро, видимо, появился в глубокой древности, однако массовое стечение богомольцев в Косино, судя по монетам времен царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, найденным на дне озера, началось уже в XVI веке.
  • 2А косинский храм, с точным названием «храм святителя Николая Чудотворца»,  впервые упоминается в 1617 г. в дарственной грамоте первого царя  из рода Романовых – Михаила Федоровича, по которой село Косино было отдано в поместье Василию Григорьевичу Телепневу, стольнику, заведовавшему Оружейной палатой в Кремле, и находилось во владении этого рода 197 лет. Владея селом, Телепневы являлись главными благотворителями деревянного храма в честь святителя Николая  Чудотворца.
  • В 1673 г. был устроен новый храм, освященный  во имя святителя Николая Чудотворца, как значилось в надписи на находившемся в храме древнем деревянном кресте. 2aХрам был небольшой, незатейливой русской архитектуры с одной главой, построенный в виде креста с трехъярусным старинной формы и письма иконостасом. В храм вели два входа: с западной и с северной сторон. В небольшом алтаре вместо окон были заволоки. Храм простоял вплоть до 1947 г., когда погиб от пожара.
2b

3

 
Разработка сайта